Когда-то
Великобритания была великой империей, над которой никогда не заходило
солнце. Те времена давно прошли, и теперь Британия – всего лишь одна из
европейских стран, хотя о былом величии и напоминают некоторые рудименты,
вроде признания британской королевы главой Канады или Австралии (где до
сих пор и президентов нет, обходятся эти довольно большие и солидные страны
королевскими наместниками - генерал-губераторами). За былое имперское
величие приходится расплачиваться по сей день, принимая у себя непрерывный
поток иммигрантов самых разных цветов кожи, религий и национальностей
из стран Британского Содружества. Когда-то Англия колонизировала страны
в Африке и Азии, теперь выходцы из бывших колоний колонизируют Англию
на вполне законных основаниях – долг платежом красен.
Остались, однако, области, в которых Британия
не только не сдала своих позиций, но и продолжает завоевывать все новые
и новые страны. Это – английский язык и британская система образования.
Английский язык за последние полвека стал неоспоримым
мировым лидером, языком всемирного общения во всех сферах, вытеснив немецкий
(бывший некогда языком науки и техники) и французский (считавшийся языком
дипломатии до самого недавнего времени, и даже русские имена всего несколько
лет назад писали у нас в загранпаспортах во французской транслитерации).
Возможно, еще через полвека его потеснит китайский или испанский, но сейчас
выбора нет – владение английским языком стало обязательным общекультурным
навыком, вроде компьютерной грамотности или умения водить машину.
То же самое и с британской системой образования
– она продолжает свое победоносное шествие по планете, и даже наша российская
система (немецкая по происхождению) дрогнула и стала понемногу перестраиваться
с оглядкой на британскую – вот уже речь зашла о бакалаврах и магистрах,
а там, глядишь, грядут и более серьезные перемены.
Кто
изобрел курсы английского языка и школы-пансионы?
Несмотря на наличие у нас в стране огромного
количества самородков (обычно самоучек), изобретающих все новые и новые
«уникальные» системы обучения английскому языку, приходится признать:
во всемирно-историческом масштабе именно Англия накопила самый большой
опыт обучения иностранцев своему языку. Поэтому, если после посещения
«уникальных авторских» курсов или приобретения самоучителя «Английский
легко и приятно за 15 дней», вы так и не продвинулись в овладении языком
Шекспира, не отчаивайтесь: с вами все в порядке. Просто «уникальные» методики
следует считать высокоэффективными только с точки зрения преподавателя
на семинаре «Как быстро разбогатеть, пользуясь людской доверчивостью»,
а вот изучать иностранные языки с их помощью не стоит.
Очевидно, стоит попробовать те же методики, по
которым веками успешно обучали арабов, индусов и африканцев, а сейчас
обучают и всех остальных жителей глобального информационного пространства
под названием «планета Земля». В разработку этих методик вложены миллиарды
фунтов стерлингов и годы труда тысяч специалистов, и эффективность их
ничуть не ниже, чем эффективность сборочного конвейера крупной автомобильной
корпорации. Курсы английского языка как отрасль промышленности были изобретены
именно в Англии, и теперь образовательная индустрия является крупнейшим
источником экспортных поступлений, принося в страну миллиарды фунтов стерлингов.
Точно так же и знаменитые школы-пансионы получили
широкое распространение именно в Британии только потому, что детям многочисленных
моряков, военных, дипломатов (короче говоря, колонизаторов) нужно было
получать качественное образование, пока их родители покоряли земной шар.
Вот у нас в стране как-то так сложилось, что школа-интернат вызывает ассоциации
не столько с элитным образованием, сколько с сиротским приютом или исправительным
учреждением. Да и традиции элитного обучения у нас пока еще не те – все-таки
нужно траву постригать триста лет, чтобы получился настоящий газон. Поэтому
тем, кому нужно действительно элитное образование, придется отправлять
своих детей в Англию, ничего не поделаешь.
|
|